На кухне ресторана женщина в шикарном вечернем платье моет груду тарелок и дает их вытирать мужчине в смокинге. Говорит: - Нет, блюда были превосходные. А десерт… а шампанское… Но все-таки, если меня пригласите в следующий раз, проследите все же, что ваша кредитная карта не просрочена.
Как поскорее научить ребенка одеваться?..
Для каждого навыка, для каждого умения, для каждого знания ребенок должен «созреть». Пока он к обретению навыка (умения, знания) не готов, все усилия по обучению сведутся к усилиям конкретной ситуации одевания, то есть в смысле обучения будут напрасны. Сколько бы вы не повторяли ему одно и то же, сколько бы не производили одни и те же действия, повторить их самостоятельно ребенок не сможет. Одни дети обретают конкретные навыки чуть раньше, другие — чуть позже. Придет время, и ребенок услышит — как впервые — и увидит, поймет, научится. И однажды сам оденется... Конечно, он может штанишки надеть наизнанку, а пуговицы застегнуть через одну, но начало будет положено. Мама, желающая увидеть, как малыш ее самостоятельно собирается на прогулку, должна следовать некоторым нашим простым рекомендациям:
• одевать ребенка нужно неторопливо; следует обращать внимание ребенка на последовательность действий, вслух их комментируя; если у мамы есть время и желание, можно вместе с ребенком одеть куклу; в игре ребенок быстрее «схватывает» любую науку, к тому же он становится одевающим, а не одеваемым;
• следует объяснять, как проще надеть рубашечку, а как — штанишки, как поправить подвернувшийся воротник, как вывернуть рукавчики и т. д.;
• особое внимание ребенка нужно обращать на застегивание пуговиц; зачастую для малыша это очень трудная наука; опять же — можно потренироваться на кукле; пальчики у ребенка хоть и маленькие, но гибкие и довольно сильные, они вполне способны справиться с пуговицами; дело — только за тренировкой;
• в процессе одевания малыш не должен ни на что отвлекаться, чтобы иметь возможность следить за действиями мамы; он должен принимать посильное участие в этих действиях — протягивать руки и ноги, поворачиваться, приподниматься; имеет значение желание ребенка помочь маме; если такое желание есть, ребенок быстрее научится одеваться;
• необходимо всячески поощрять действия ребенка, которые помогают маме; похвала — довольно мощный стимул; ребенок, которого мама (самый авторитетный для него человек) не забывает похвалить, приложит максимум стараний, участвуя в одевании; думая в это время только об одевании, ни на что не отвлекаясь, малыш лучше запомнит и последовательность действий, и все премудрости одевания.
Бывает, что ребенок не хочет одеваться (быть может, одежда подобрана неправильно, и малыш чувствует себя в ней некомфортно), капризничает и даже протестует. Следует учитывать, что процесс одевания может быть не очень-то приятным — недаром маленькие дети плачут во время одевания-раздевания, особенно если их бесцеремонно дергают, поворачивают. Конечно, в такие моменты научить его чему-либо невозможно. Мама поступит правильно, если отвлечет внимание ребенка разговорами, игрушкой и сама, без участия с его стороны, быстро его оденет.