На кухне ресторана женщина в шикарном вечернем платье моет груду тарелок и дает их вытирать мужчине в смокинге. Говорит: - Нет, блюда были превосходные. А десерт… а шампанское… Но все-таки, если меня пригласите в следующий раз, проследите все же, что ваша кредитная карта не просрочена.
Кризис трех лет
Название достаточно условное: знаменитый кризис (его еще называют «Я сам!») может начаться и в 2,5 года, и в 3, и в 3,5, и в 4 года... Когда он закончится? А это уже зависит не только от ребенка, но и от поведения взрослых. А что это вообще такое? Любой кризис — это перелом в каком-либо ходе событий (все знают про кризис в болезни). До кризиса было так (и очень хорошо было, мама о том времени вспоминает словами «Еще совсем не вредный был...»), потом вдруг началось! Ребенок, который еще вчера с обожанием смотрел на родителей и кидался по первому требованию выполнять указание, сегодня вдруг осознает, что взрослые не всегда верно понимают его желания и совсем уж редко их верно осуществляют. Что-то тут такое есть... И ребенок принимает решение действовать сам, без участия взрослых, тем самым удовлетворяя свои стремления и интересы. «Я сам!» — слышит теперь мама (вот когда произошло осознание себя). Сам застегну, сам завяжу, сам все сделаю, сделаю то, что я решил — нужно сделать... Причем делать он это не всегда умеет. Попробуйте помочь или вовсе сделать за него! «Я сам!» — и все тут. «Да я тебя научу...» — говорит мама (особенно если они собрались гулять, а ребенок пытается освоить завязывание шнурков, очень вовремя). «Я сам!» — и уже со слезами, зло, криком... Что же это такое, лезут, мешают! Попробуйте уйти... В общем, получается классическое «кто кого?», то есть истерика обеспечена.
Выход, в общем-то, один. Направить бунт в русло игры. Пусть ребенок оденет куклу (мишку, пингвина, львенка) и именно на игрушке все застегнет, завяжет и поправит. А мама в это время оденет самого ребенка, вместо того чтобы сетовать на его медлительность, вредность и неумелость. В игре, и только в игре ребенок может избавиться от глупого упрямства и выйти из положения с честью (он бы и раньше прекратил все это, но как признаться-то?), игра обладает великой силой: дает возможность увидеть себя со стороны и внести поправки в собственное поведение; помимо предметных действий в ней воспроизводятся отношения людей, а именно постижению социальных отношений будут посвящены ближайшие годы развития ребенка.
Взрослые, у которых достало терпения и мудрости действовать не криком и приказом, быстро сведут на нет негативные проявления кризиса. Ведь в игре ребенок может действовать именно так, как он хочет. Родители становятся образцом для подражания, а игры ребенка пополняются реальным материалом. Нужно уважать детское стремление к самостоятельности, каким бы смешным оно ни казалось. Конечно, дорогие родители, вы ведь себя не помните! Вашим родителям пресловутый подростковый кризис затмил кризис трех лет...
Положительная сторона кризиса (любого) — дальнейшее развитие. Ребенок меняется, растет. Он не может оставаться во вчерашнем дне, каким бы милым он ни казался родителям.