Жуковский: "Силы инерции автомобиля при его движении под управлением руля"
Прежде чем рассказать о Николае Егоровиче Жуковском, который в России и в мире более известен по его участию в разработке авиационной техники, приведем достаточно анекдотический случай. В одном из номеров журнала "Мотор", который открывался статьей Жуковского, была опубликована и работа профессора Брилинга "Применение автомобилей в железнодорожном транспорте". Материал этот рассказывал о довольно странных, с современной точки зрения, исследованиях - о попытках использования автомобилей для передвижения по стальным магистралям. В то время подобные работы были необходимы, ибо возможности автомобилей еще не были определены достаточно убедительно. А оказалось, что автомобиль очень скоро захватит все дороги и станет главным средством передвижения. Для всего человечества наступит эра автомобиля. И вслед за нею - эра проката автомобилей. Интересно и то, что человек стал ездить на автомобиле почти что одновременно с полетами на самолетах. Двигатель внутреннего сгорания толкнул человечество одновременно и вверх, т. е. ввысь. Этим, как и автомобилем, занимался Жуковский. Поэтому здесь без рассказа о нем - не обойтись. Он родился в 1847 году в еле Орехово под Владимиром. Отец его был инженером-путейцем. Окончив гимназию в возрасте семнадцати лет, молодой человек стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Жуковский получил университетский диплом по специальности "Прикладная математика", а через несколько лет начал преподавать аналитическую механику в Императорском Московском высшем техническом училище - известном всем Московском высшем техническом училище имени Баумана. МВТУ в то время было одним из центров передовой научной и технической мысли в России, да и во всей Европе. Под его крышей Жуковский занялся фундаментальными исследованиями законов механического движения и в 1876 году защитил докторскую диссертацию на тему "О прочности движения". Позже профессор Жуковский возглавил кафедру механики МВТУ. В 1894 году был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Под руководством Жуковского на кафедре были организованы лаборатории, которые занялись исследованиями в различных областях механики. Важнейшим инструментом в этом деле, по глубокому убеждению Николая Егоровича, стала прикладная математика. В 1905 году Жуковский был избран президентом Московского математического общества. Конечно, работы великого русского ученого в области авиации имели большой объем и оказались более заметны, чем в других технических сферах. Тем не менее, многие его статьи и исследования по автомобильной тематике, такие как "Силы инерции автомобиля при его движении под управлением руля", стали незаменимым пособием конструкторам-практикам. |